Главная
Книги
Фильмы
Контакт
Поиск по сайту
Авторам
и заказчикам
Как заказать
фильм
Наши
заказчики
Цены

Ирмосы

Ирмосы. Глас первый. Греческий распев / Редакторы-cоставители: Л. Р. Иванян, А. Р. Иванян.

— СПб.: Изд-во «Тускарора», 2011. — 100 с. ISBN 978-5-89977-164-4

Ирмосы. Глас второй. Знаменный распев. / Редакторы-составители: Л. Р. Иванян, А. Р. Иванян.

— СПб.: Изд-во «Тускарора», 2011. — 88 с. ISBN 978-5-89977-165-1

Ирмосы. Глас третий. Греческий распев. / Редакторы-составители: Л. Р. Иванян, А. Р. Иванян.

— СПб.: Изд-во «Тускарора», 2011. — 52 с. ISBN 978-5-89977-166-8

Ирмосы. Глас пятый. Знаменный распев. / Редакторы-составители: Л. Р. Иванян, А. Р. Иванян.

— СПб.: Изд-во «Тускарора», 2011. — 54 с. ISBN 978-5-89977-167-5

Ирмосы. Глас седьмой. Киевский распев. / Редакторы-составители: Л. Р. Иванян, А. Р. Иванян.

— СПб.: Изд-во «Тускарора», 2011. — 44 с. ISBN 978-5-89977-168-2

Ирмосы. Глас восьмой. Греческий распев. / Редакторы-составители: Л. Р. Иванян, А. Р. Иванян.

— СПб.: Изд-во «Тускарора», 2011. — 88 с. ISBN 978-5-89977-169-9

Примечание: гласы четвертый и шестой готовятся к печати.

ПРЕДИСЛОВИЕ СОСТАВИТЕЛЕЙ

Из всех песнопений системы осмогласия, ирмосы, пожалуй, являются наиболее сложными для распевания на глас. На службах часто приходится распевать ирмосы по тексту из богослужебных книг, что составляет немалую трудность для многих, в том числе и профессиональных, хоров. Нередко можно услышать «распевание» ирмосов на другой, более легкий или чаще употребляемый глас, а то и вовсе на какую-нибудь мелодию, не имеющую к системе осмогласия никакого отношения. Также нередки случаи замены предписанных Уставом ирмосов другими, имеющимися в нотном изложении.

Ирмосов, положенных на ноты, весьма малое количество — это воскресные и праздничные ирмосы. Наиболее распространёнными из них являются ирмосы в гармонизации А. Ф. Львова. Но их нельзя назвать обиходными в полном смысле этого слова, так как они сложны для исполнения непрофессиональным хором и совершенно невозможны для исполнения неполным составом хора. Кроме того, они не всегда удачно распеты с точки зрения совпадения ударных слогов в словесном тексте с мелодическими акцентами, смысловых делений ирмосов на мелодические строки и т. д.

В основу настоящего издания положен Обиход Придворной певческой капеллы под редакцией Н. И. Бахметева, содержащий напевы ирмосов греческого, знаменного и киевского распевов. Главным достоинством этого Обихода является его простота, а следовательно, и возможность исполнения его любым составом исполнителей, как полным смешанным хором, так и трехголосным, двухголосным и даже унисонным (по основной мелодии, которая находится в партиях сопрано или альта). Ирмосы также легко могут быть применимы для исполнения однородным хором, для чего чаще всего понадобится лишь сменить тональность.

Данное издание вмещает ирмосы всего годичного круга, содержащиеся в Октоихе, Минеях, Постной и Цветной Триодях. Ирмосы следуют в порядке, данном в Ирмологии. Текст ирмосов взят из Ирмология издательства Московской Патриархии 1997 г., а также сверен с Синодальными изданиями Ирмология 1881 и 1897 гг.
В целях исполнения канона как единого целого и для удобства использования, в конце каждого гласа приводится песнопение «Достойно есть» на соответствующий глас, которое поётся после канонов на будничных службах.
Составители надеются, что данные сборники станут хорошим подспорьем в работе каждого регента и внесут, наконец, ясность и упорядоченность в исполнение канонов.

Особую благодарность выражаем регенту Князь-Владимирского собора М. И. Ващенко за консультации.

Л. Р. Иванян, А. Р. Иванян

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕЦЕНЗЕНТА

Полный нотный Ирмологий по Обиходу Придворной певческой капеллы под ред. Н. И. Бахметева издаётся впервые. Появление такого выпуска ирмосов можно только приветствовать, т. к. эта область осмогласия теоретически слабо развита и практически довольно трудно усваивается певчими.

В нотном изложении изданы только ирмосы воскресные и великих праздников, остальные необходимо распевать по тексту. Церковнославянский текст написан поэтической прозой, что иногда создаёт сложности — правильно согласовывать текстовые ударные слоги с певческими акцентами.

Мелодия и гармония указанного Обихода весьма просты, но для соблюдения логики исполняемых текстов при их распевании необходимы определённые знания церковной специфики и практический опыт.

Эту кропотливую и требующую большой усидчивости работу с энтузиазмом выполнила выпускница Регентского отделения при Санкт-Петербургской Православной духовной академии, ныне студентка Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова Иванян Лилия Рачиковна.

Автор нотного Ирмология взяла за основу петербургскую традицию, т. е. Обиход Придворной певческой капеллы, за исключением 7-го гласа, мелодия ирмосов которого содержится в нотном сборнике «Спутник псаломщика» (новгородская традиция).

Обиход Придворной певческой капеллы универсален тем, что две мелодии следуют параллельно и гармонизация весьма доступна. Это позволяет исполнять ирмосы любым составом хора, как в тесном, так и в широком гармоническом расположении, чего нельзя отметить при других гармонизациях, требующих четырёхголосия. И хотя данная гармонизация иногда воспринимается как менее художественная, но её простота при исполнении окажется более выразительной в слове и тем самым послужит молитвенному настроению верующей души.
Составители Ирмология намереваются все ирмосы издать в восьми выпусках ради технического и практического удобства.

В заключение необходимо отметить, что предпринятый автором труд выполнен со знанием дела и соответствует требованиям осмогласия.

Надеюсь, что издаваемый Ирмологий послужит необходимым пособием многим регентам и певчим при исполнении ирмосов, предписываемых церковным Уставом.

М. И. Ващенко,
регент Князь-Владимирского собора

Купить

В настоящий момент система продаж нашего сайта реорганизуется. Приносим извинения и просим сделать заявку по электронной почте: tuskaroramail@gmail.com тел. (812) 316-40-52

© Издательство «Тускарора»